Keçid linkləri

2024, 26 Dekabr, Cümə axşamı, Bakı vaxtı 15:59

Заметки зрителя. Часть 5


В чайной во дворе суда мы проводим время за разговорами в густой тени деревьев. Отец Эйнуллы - Эмин бей (второй слева) и Шахвелед Чобаноглу (справа)
В чайной во дворе суда мы проводим время за разговорами в густой тени деревьев. Отец Эйнуллы - Эмин бей (второй слева) и Шахвелед Чобаноглу (справа)
В среду еще до назначенного времени заседания – 11 часов журналисты, друзья, коллеги и родные обвиняемого в незаконном хранении наркотиков Эйнуллы Фатуллаева стоят на жарком уже по летнему солнце перед зданием Гарадагского районного суда. Однако нам объявляют, что ведущий адвокат обвиняемого в незаконном хранении наркотиков Фатуллаева Исахан Ашуров опаздывает, так как находится в Верховном суде Азербайджана по другому делу. Все отправляются в убогую чайную во дворе суда, и довольно весело проводим время за чаем и разговорами на открытом воздухе, в густой тени деревьев, рядом с автомобилями сотрудников суда. Говорят, в основном, отец Эйнуллы - Эмин бей и Шахвелед Чобаноглу, который был шеф-редактором газеты «Гюнделик Азербайджан», принадлежащей Э.Фатуллаеву.

ХОРОШАЯ НОВОСТЬ

Наконец, почти в полдвенадцатого, мы проходим в зал суда, сдав предварительно телефоны в дежурку. В зале находится и руководитель департамента законодательства ОБСЕ Моника Мартинес с сотрудником азербайджанского представительства организации и переводчицей.

- Встать, суд идет.

Исахан Ашуров первым делом просит прощения за опоздание, за то, что заставил всех дожидаться себя. Судья Исмаил Халилов:

- В прошлый раз остался невыясненным вопрос о куртке Эйнуллы Фатуллаева. Он говорил, что рукав куртки был распорот, когда искали наркотик, а потом зашит.

Защитник И.Ашуров:

- Мы не настаиваем о приводе в суд следователя. Но были и более серьезные вопросы.

Э.Фатуллаев:

- Это происходит оттого, что следы наркотика были обнаружены и в рукаве куртки, и в ботинке.

Судья:

- У меня есть новость для вас. У меня здесь решение Европейского суда по правам человека, которое переведено на азербайджанский иностранным отделом Верховного суда Азербайджанской Республики. Если стороны не возражают, я приобщу его к делу.

КОМУ НУЖНА ПРАВДА

Государственный обвинитель Эльчин Нагиев не возражает, как и защита, естественно. Более того, И.Ашуров:
Обвиняемый решает внести разрядку в драматичную ситуацию, которая напрягла всех в зале, включая равнодушный конвой.


- Благодарим вас, уважаемый судья.

Судья И.Халилов с улыбкой:

- Вообще-то, этот перевод должны были осуществить вы.

И.Ашуров:

- Уважаемый судья, это не возложено на нас законом. А Вы заинтересованы в правде не меньше нашего…

ОБРАЗЕЦ ТОЛЕРАНТНОСТИ

…В связи с этим хочу сказать, что мой подзащитный Фатуллаев просил экспертизы образцов своих волос и ногтей на предмет обнаружения следов наркотиков. Такие экспертизы – европейская и мировая практика. Мы просим вас о назначении экспертизы на паритетных основаниях. Мы уже видели здесь таких экспертов! И не хотели бы, чтобы эта экспертиза походила на их работу.

Он передает ходатайства с копией секретарю суда и добавляет с улыбкой:

- Передайте, пожалуйста, один экземпляр государственному обвинителю. В качестве демонстрации толерантности защиты. Гособвинитель Нагиев кивает головой в знак благодарности.

НЕОЖИДАННЫЙ ХОД

Просит слова Э.Фатуллаев:

- Уважаемый господин судья! Я требую от суда и от руководства Азербайджана немедленного освобождения! Руководитель азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов и председатель Конституционного суда Фархад Абдуллаев уже два месяца вводят в заблуждение общественность, говоря, что государство обратилось в Верхнюю палату Европейского суда по правам человека. Однако это не соответствует действительности.
Представитель азербайджанского правительства в Евросуде Чингиз Аскеров подтвердил, что информация о таком обращении – ложь!
Знает ли президент Ильхам Алиев, что есть решение Евросуда о моем немедленном освобождении? У меня есть достаточно оснований сомневаться в этом. Поэтому я объявляю голодовку с сегодняшнего дня.

Эйнулла поворачивается к залу и смотрит на нас. Это неожиданный ход. Снова этот журналист удивил и суд, и всех нас. Весь зал затих и внимательно слушает его.

ЗНАЕТ ЛИ ПРЕЗИДЕНТ?

Напомню, 29 апреля председатель Конституционного суда Фархад Абдуллаев заявил, что руководство Азербайджана несогласно с решением Евросуда и подаст апелляцию в Большую палату Страсбургского суда.

Руководитель пресс-службы Евросуда в Страсбурге Стефано Пьедмонте в интервью сайту Mediaforum также заявил, что до сего дня в Большую Палату не поступало никаких заявлений в связи с делом Эйнуллы Фатуллаева. Значит ли это, что весьма высокопоставленные лица страны так откровенно лгут?

А Э.Фатуллаев продолжает:

- Надеюсь, что меня переведут в санчасть нашего УОН, чтобы обследовать в связи с голодовкой. Пусть мои коллеги-журналисты, которые голодали в знак солидарности со мной в прошлом, не будут голодать на этот раз. Это будет моя индивидуальная голодовка. Однако я прошу их, руководителей крупных газет и журналистских организаций встретиться с президентом Ильхамом Алиевым. Если президент не захочет встретиться с ними, они могут встретиться с руководителем администрации президента Рамизом Мехтиевым. Или даже с завотделом общественных связей администрации Али Гасановым. Пусть станет ясно, известили ли президента о решении Евросуда?

Судья И.Халилов:

- Вы думаете, что президент Ильхам Алиев не знает об этом?

- У меня такое впечатление, что он не знает. Возможно, окружение скрывает это от него? Они не раз обманывали президента.

Государственный обвинитель Э.Нагиев:

- Фатуллаев, в какой форме вы видите эту встречу?

- Журналисты пойдут к зданию президентской администрации, в приемную и попросят встречи с ним. Я также прошу вас, господин судья, обратиться в администрацию президента и узнать, в курсе ли глава государства, что не выполняется решение Евросуда по правам человека?

Судья И.Халилов:

- Я простой судья и всего-навсего веду одно их многих дел. У меня нет таких каналов...

«АНТИГУМАННАЯ АКЦИЯ»

Э.Фатуллаев:

- Господин судья, Вы судья и выносите решения от имени Азербайджанской Республики. Вы имеете право обращаться за информацией такого рода. Если же я не получу ответа, я буду продолжать голодовку. Завотделом администрации президента Али Гасанов в прошлом назвал голодовку «антигуманной акцией». Я вынужден буду прибегнуть к такой негуманной акции.

Смех в зале. Витает вопрос: кто антигуманен? Тот, кто голодает, терзает себя муками голода и слабостью или тот, кто вынуждает его голодать?..

ВОРОВАННАЯ ДУБЛЕНКА

Судья Халилов:

- Почему вы говорите об этом только сейчас?

Адвокат И.Ашуров:

- Обвиняемый Эйнулла Фатуллаев прав, господин судья. Мы давно должны были сказать это. А Самед Сеидов, который вводит общественность в заблуждение тем, что говорит «Азербайджан обратился в Верхнюю палату Евросуда», пусть занимается своими делами. В частности, поисками своей дубленки, которую стырили у него в ПАСЕ.

По залу прокатывается смешок. Все помнят историю почти годовой давности, когда во время сессии ПАСЕ у Самеда Сеидова пропала дубленка.

МЕХАНИЗМЫ СВОБОДЫ

Судья Исмаил Халилов:

- Похоже, ваших сил хватает только на меня, поэтому и требуете этого от меня?

- Нет, уважаемый судья, нет. Мы находимся перед этим судом, поэтому и говорим вам. Но будем говорить и другим государственным структурам.

Э.Фатуллаев:

- Господин судья, ведь Вы решаете мою судьбу и другие людские судьбы. К кому же обращаться, как не к вам?

Судья И.Халилов:

- Каким вы видите механизм освобождения? Кто конкретно должен освободить Эйнуллу Фатуллаева? Может быть, начальник следственного управления? Или еще кто?

Адвокат Ашуров:

- Мне сейчас трудно сказать, уважаемый судья, кто именно должен. Но это можете сделать и вы!

- Я рассматриваю только конкретное дело по обвинению в хранении наркотиков, - говорит судья и объявляет перерыв.

НЕПОСЛУШНЫЙ КОНВОЙ

Сколько разных разговоров, криков, воплей, слез и проклятий слышыл конвой. Но такого суда он еше не видел
Обвиняемый решает внести разрядку в драматичную ситуацию, которая напрягла всех в зале, включая равнодушный конвой. Сколько разных разговоров, криков, воплей, ругательств, слез и проклятий слышали они. Однако такого суда они еще не видели. Фатуллаев:

- Есть и такой вариант, уважаемый судья. Вы можете вынести решение о моем освобождении, а конвой все равно не выпустит меня.

Все в зале смеются. После часового перерыва, когда зал несколько опустел и Эйнуллу вводят в помещение, судья Халилов задерживается на некоторое время. Я сижу в первом ряду, рядом с конвойными в форме и неизвестными сотрудниками в гражданской одежде, которые на прошлом заседании на вопрос корреспондента РадиоАзадлыг представились, как судьи-стажеры. Однако на стажеров они что-то не похожи…

НЕОЖИДАННАЯ БЕСЕДА

Эйнулла сидит близко, на расстоянии всего двух-трех метров. Он смотрит на меня и спрашивает:

- Как вы, Чингиз муаллим? Помните наши проекты в «Реальном Азербайджане»? Сколько хороших проектов и идей было! Они так и остались нереализованными…Помните идею написать в «Параллелях» о Фуше?

Какой-то ком подкатывает к моему горлу, но я не подаю виду:

- Хорошо помню, Эйнулла.

Он говорит о моем цикле «Параллели», название которому дал сам Эльмар Гусейнов. Эти исторические параллели с происходящими в Азербайджане событиями начинались в журнале «Монитор», а после трагической гибели Эльмара и закрытия «Монитора» продолжались в «Реальном». Названия в «Параллелях» говорят сами за себя – «Главный таможенник страны» о начальнике китайской таможни Хэ Шэне, который стал так же богат и влиятелен, как император, «Очень серый кардинал» о кардинале Мазарини, «Кара Клара» о любимой гражданской жене Бенито Муссолини Кларе Петаччи, которая заказала убийство журналиста Андрео Маттеотти и многие другие такие же…

О статье про министра внутренних дел времен Наполеона - Фуше, который вел свою политику и игру, отличную от политики самого императора Франции, мы с Эйнуллой говорили незадолго его ареста 20 апреля 2007 года.

- А как читается сайт РадиоАзадлыг? Как читается русская страничка? – спрашивает Эйнулла.

Я сообщаю Эйнулле, что страничка читается хорошо, что например, 30 апреля, в день молодежной акции в связи с расстрелом в Нефтяной академии, только нашу русскую страницу, которая в режиме он-лайн освещала события в рамках азербайджанской службы, посетило чуть меньше 5 000 человек.

ТЮРЕМНАЯ ДИЕТА

- Я сильно изменился? - спрашивает Эйнулла.

- Нет, одно время вы сильно поправились.

- А теперь снова похудел?

- Да. Теперь выглядите хорошо, Эйнулла.

ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ

Раздается «Встать, суд идет!» и наш разговор прерывается. Судья Исмаил Халилов, сев на свое место, спрашивает:

- Зачем надо было объявлять голодовку, господин Фатуллаев?

- У меня нет другого выхода.

- Я считаю это давлением на суд.

- Ни в коей мере, - с волнением говорит Эйнулла, - вы один из лучших судей, с кем мне довелось встретиться.

- Не голодайте, чтобы сохранить силы, Фатуллаев.

- Это только моя попытка добиться правды и справедливости.

Государственный обвинитель Эльчин Нагиев просит отсрочить следующее заседание, чтобы он смог как следует подготовиться. Гособвинитель:

- Мне надо просмотреть законодательство по поводу правил проведения экспертизы, по поводу организации комиссии на паритетных основаниях. Это потребует времени, так как у меня на руках и другие дела.

Судья Исмаил Халилов назначает следующее заседание на 9 июня и закрывает заседание.
XS
SM
MD
LG