Keçid linkləri

2024, 19 Dekabr, Cümə axşamı, Bakı vaxtı 15:11

"Страна Джыртдания" Зары Имаевой


Зара Имаева не любит сегодня говорить о политике и политиках. По крайней мере, не любит говорить о политике языком самой политики.

Зара - прекрасный рассказчик. Она была лично знакома со многими политиками, имена которых позже стали одиозными. И способна рассказать о них множество человеческих историй, иронических, саркастических, смешных. Политики тоже живые люди, поэтому полезно увидеть их не в историческом «ореоле», а в сфере обычных человеческих отношений. Поэтому я считал (и считаю до сих пор), что человеческие истории о политиках, которые способна рассказать Зара, следовало сделать публичными, доступными для всех. Но будем уважать её позицию и опустим эти рассказы.

Зара Имаева не любит сегодня говорить о политике, может быть, чтобы не вспоминать тот трудный переезд в Баку. «Трудный» это мягко сказано, если пришлось оставить всё, дом, имущество, родных и близких, застрять по дороге в снежном заносе, окоченеть так, что можно было бы окончательно погибнуть, и, может быть, удалось выжить только благодаря чужому ребёнку, которого пришлось отогревать в дороге. Но тот холод так и останется в ней, - уже навсегда …

Зара - прекрасный рассказчик, у неё прекрасная память, она помнит множество деталей, я рассказываю по прошествии многих лет, с её слов, и она должна простить меня, если я что-то перевираю…

Чтобы выдержать эти испытания по дороге в Баку, понадобились сила духа, умение не растеряться в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях. Заре хватило силы духа, чтобы выдержать эту дорогу жизни и смерти, но она всего-навсего человек, её силы не беспредельны, и она не скрывает, что уже в Баку оказалась в глубокой депрессии, из которой трудно было выбраться, без посторонней помощи. И понадобились люди, которые буквально силой заставили её выйти из оцепенения. Заставили встать и начать заново жить. Практически с нуля.

Зара всегда с благодарностью вспоминает людей, которые помогли ей тогда. И эта благодарность распространяется на город, в котором она оказалась, и на его жителей. Она не идеализирует этих людей, её любовь к ним зрячая, она не скрывает, что не может привыкнуть ко лжи, которая для многих стала здесь нормой, но она не устаёт доказывать своим многочисленным друзьям в разных странах мира, как повезло ей с этим тёплым городом и с его отзывчивыми жителями. Как много оказалось в этом городе людей, которые стали её истинными друзьями.

Зара Имаева не любит сегодня говорить о политике. Может быть потому, что обожглась, больше не верит, что политика и политики способны улучшить этот мир. Но это не означает, что она решила жить жизнью тихой, незаметной и неприметной. Она просто осознала, что высокая политика чаще всего иллюзия, есть множество других сфер, в которых можно выполнять своё предназначение в этой жизни. Тем более, если речь идёт о глубоко верующем человеке.

Зара Имаева всегда хотела стать кинорежиссёром. И она могла бы им стать, в силу широкой образованности, цепкой памяти, природного воображения, умения заставить других подчиниться своей воле. Но после окончания школы домашние не разрешили ей поступать во ВГИК. Так она оказалась на факультете журналистики МГУ, после окончания которого, работала в редакции газеты. Блестящий русский язык, который был заложен давней любовью к чтению и усовершенствован за время учёбы в Университете, помог ей стать прекрасным редактором, тонко чувствующем нюансы стилистики русского языка. Но она не отказалась от своей юношеской мечты.

В Баку, с помощью азербайджанских документалистов (Зара всегда с признательностью отмечает их заслуги) она сняла фильм «Недетские истории», в котором дети рассказывают о войне, о том, какой след оставила война в их памяти. Фильм получил широкую известность в мире, его показывали на многих международных кинофестивалях, но сама Зара решила, что не будет больше развивать тему детских воспоминаний о войне. Это жестоко по отношению к детям и спекулировать на этой теме бесчеловечно, если не преступно, считает сегодня она.

Так возникла идея центра психореабилитации детей с помощью искусства, прежде всего театра, театральных постановок. Так был создан и долгие годы функционировал Детский Арттерапевтический Центр "ДИДИ" (аналог русского «лапушка»), впоследствии просто «ДИДИ Интернашионал».

В работе с детьми, на мой взгляд, открылся истинный дар Зары Имаевой, С детьми она всегда непосредственна и заразительна, увлекается не меньше самих детей. Мне не раз приходилось наблюдать, как с её появлением дети вдруг оживали, становились естественнее, раскрепощённее, попросту талантливее. Наверно поэтому, ей импонирует, когда её сравнивают с Мэри Поппинс, природа волшебного дара которой, остаётся для всех загадкой. Импонирует, прежде всего, потому, что Зара во взаимоотношениях с детьми всегда спонтанна, постоянно импровизирует, и не претендует на то, чтобы её называли специалистом по детской психологии.

Диди стал художественным, и просто человеческим откровением Зары (мне как-то пришлось написать, что в Заре было спрятано «предчувствие Диди») и без преувеличения можно сказать, что спектакли «Диди» стали ярким событием в культурной жизни Баку.

Во-первых выяснилось, что в том или ином аналоге «Диди» нуждаются практически все дети, даже не испытавшие ужасов войны, все они нуждаются в нормальном человеческом общении, все они любят фантазировать, воображать, свободные от бремени контроля со стороны взрослых.

Во-вторых, оказалось, что в интерактивную атмосферу спектаклей «Диди» легко вовлекаются взрослые. Настолько, что «Диди» впору назвать «детским театром для взрослых». Зара сразу согласилась с этим моим определением. И совершенно естественно, что один из спектаклей «Диди» так и назывался «Воспитание взрослых».

В-третьих, «Диди» в полной мере оказался «интернациональным» (это определение перешло в название). Не только потому, что в нём участвовали дети из многих стран (их отъезд из Баку превращался в весёлое празднество «со слезами на глазах»), но и потому что в «Диди» играли спектакли по мотивам сказок многих народов мира. И ещё по той причине, что наш мир давно стал интернациональным и мультикультурным.

Зару Имаеву судьба никогда не баловала. Холод, настигший её по дороге в Баку, нет-нет даёт о себе знать. Условия, в которых она живёт а Баку, мягко говоря, оставляют желать лучшего (ни тепла, ни прохлады, не говоря уже, об элементарном телевизоре, и о многом другом).

Остаётся только уповать на её силу духа и на отзывчивость людей, которые окружают её сегодня в Баку.

P.S. Убеждён, что Зара Имаева должна написать о своей жизни книгу. Есть даже японский издатель, который готов заключить с ней контракт. Зара несколько раз бралась за книгу, даже написала несколько очерков, но каждый раз что-то ей мешало. Скорее всего, её смущает сам факт публичного рассказа о себе самой. Это чуждо её натуре и её миропониманию.

P.P.S. Зара много лет вынашивает идею мюзикла под названием "Страна Джыртдания". И потому, что она заразилась этой темой, и потому что подобный спектакль стал бы её благодарным ответом, на гостеприимство города, в котором она продолжает жить. Она уже многое придумала: героев, сюжетные ходы, стилистику костюмов, общую атмосферу, она нашла поразительного мальчика на роль Джыртдана, такого своего, апшеронского, и почти инопланетянина. Хотелось бы надеяться, что деньги найдутся, и будет поставлен действительно культовый Азербайджанский мюзикл. Что до Зары, уверен, она с этим справиться.

P.P.P.S. У Зары Имаевой юбилей. Она встречает его в Баку и нам остаётся присоединиться к поздравлениям, которые она, несомненно, получит из разных стран мира.

Ведь Зара Имаева - гражданин мира.

Статья отражает точку зрения автора
XS
SM
MD
LG