Радио Азадлыг
Не надо печалиться, вся жизнь впереди...

Конечно, среди них есть достойные люди, добившиеся реального успеха в своей профессии, возможно, даже тяготящиеся этим «дешёвым, провинциальным карнавалом», но что-то их продолжает удерживать внутри ложно понимаемых «своих».
Главный же вопрос о другом - что находится за этими «избранными», за теми, о ком лучше Оруэлла не скажешь, кто считает, что они «особенно равны»? В каком смысле, тех, кто находится за границами этой «тусовки», можно назвать обществом, «азербайджанским обществом»? Вот Burhan из Баку, считает, что «у нас нет ещё никакого общества». Прав ли он?
Если бы Burhan из Баку написал, что у нас нет азербайджанского гражданского общества, я бы с ним частично согласился, скептицизма
Главный вопрос - что находится за этими «избранными», за теми, о ком лучше Оруэлла не скажешь, кто считает, что они «особенно равны»?
Было бы наивно в небольшой статье рассказать обо всём, что происходило и происходит в нашем обществе, или сделать о нём какие-то серьёзные социологические выводы (не говоря уже о том, что есть границы моей компетенции). Поэтому ограничусь только некоторыми, во многом выборочными, фактами из жизни нашего общества, буквально за последние 10-15 дней (если покопаться в памяти можно обнаружить подобные факты и ранее). Факты эти если не разрушили мой скепсис, то в значительной степени его поколебали. Пожалуй, многим из нас знаком этот своеобразный маятник, глубокий скепсис от того, что потенциал сопротивления у нас очень низкий, а потом что-то сдвинулось, и уже кажется, что не всё так безнадёжно, что наше общество невозможно растоптать. И так, в ту и в другую сторону.
Начну со скепсиса или, если хотите, с суровой реальности. Признаемся, что приступом взять политическую вершину мы не смогли, не рассчитали свои силы, и, как всегда в подобных случаях, кажется, что силы окончательно иссякли, что апатия уже непреодолима. Отчасти, это правда, но только отчасти, потому что на смену апатии идёт новая волна. Она пока незаметна, она только зреет, но самое главное, что она постепенно меняет нас самих, что не менее важно, чем способность к непосредственному приступу. И эти изменения, которые подготавливают новую волну, прежде всего, связаны с растущим влиянием Интернета.
Так уж случилось, что первая моя статья в блогосфере РадиоАзадлыг называлась «А есть ли у нас Интернет-сообщество?». Ответить на этот вопрос тогда я не смог, не смогу и сейчас, но должен признать следующее. Умная, ироничная молодёжь (не только молодёжь, но молодёжь в первую очередь) становится реальной силой. С ней приходится считаться, она становится серьёзной проблемой для власти
Вспомним, сколько было грамотных людей во Франции в начале XVIII века и чем все это кончилось во второй половине этого же века
Довод, что Интернет-сообщество малочисленно по сравнению с остальным населением, не очень убедителен. Во-первых, оно стремительно растёт, а во-вторых, вспомним, сколько было грамотных людей во Франции в начале XVIII века и чем все это кончилось во второй половине этого же века (человечество с тех пор поумнело, и ни один здравомыслящий человек не пожелает своей стране повторения Великой Французской революции).
Позволю себе процитировать свою, относительно давнюю статью: «не знаю, когда родится (в Интернете) Smart mob (что-то вроде умная, смекалистая толпа), которая будет и думающей инстанцией, и серьёзной общественной силой. Могу только сказать, что вероятность такого сообщества, вчера казалась нулевой, сегодня она значительно выше». Добавлю, сегодня эта вероятность ещё выше, чем в октябре 2009 года, когда были написаны эти строки. Хотя, при этом, приходится констатировать, как и год назад, никто, кроме власти, не обладает в Азербайджане реальным power (силой-ред.). Но кто знает, что будет завтра. Пример, казалось бы, неодолимого, вечного, на все времена, Советского Союза, постоянно стучит в висок.
Итак, выборочные примеры из жизни азербайджанского общества, так или иначе связанные с Интернетом:
На сайте агентства Turan прочёл такое сообщение: «Группа молодёжи, объединённая в Совет азербайджанцев Европы, потребовала от властей Азербайджана, положить конец кампании очернения оппозиции… студенты требуют положить конец практике использования таких одиозных личностей как Хафиз Гаджиев, Ахад Абиев и Этибар Гусейнов. Кроме того, власти начали блокировать Интернет-сайты, публикующие сатиру на Ильхама Алиева и других членов правительства.
«Мы требуем от властей соблюдать нормы морали в политической борьбе. Если же этого не произойдёт, то мы запустим в Интернет видео и фото-материалы, компрометирующие Ильхама Алиева, его семью, и других представителей властей» - сказано в заявлении».
Ничего не знаю об этой «группе молодёжи», я сторонник того, что во всех случаях соблюдать нормы этики и элементарной порядочности, но, вместе с тем, присоединяюсь к требованиям молодёжи.
Теперь о том, что скорее имеет отношение не к политике, а к культуре. С 7 по 14 сентября, в одном из залов бывшего кинотеатра «Вэтэн», работала выставка молодых художников, подготовленная Ассоциацией фотографов Азербайджана, под интригующим и несколько эпатажным названием ART BAZAAR (явление этой Ассоциации, её активность и инициативность, как и вообще сами молодые фотографы, среди которых много женщин, предмет отдельного разговора, но сам факт их появления весьма примечателен).
Не буду говорить о художественной ценности этого яркого performance, коснусь того, что имеет отношение к нашей теме. Полный зал в жаркий летний вечер собрался здесь благодаря тому, что в Интернете было напечатано несколько толковых статей и молодёжные активисты сообщали друг другу через Facebook о выставке (в относительно большом зале, буквально негде было яблоку упасть). Фонарики, которые раздавали посетителям, высвечивали в темноте те или иные картины, и это создавало ощущение загадочности и таинственности всего происходящего. Своеобразный локальный праздник, который организовали сами люди, без санкции сверху.
И ещё одно событие, которое оказалось для меня неожиданным, и которому я радовался, буквально как ребёнок.
Но, прежде, позволю себе краткий комментарий.
В последние годы иронично называл современных азербайджанцев «торгующей и танцующей нацией». И в торговле, и в танцах, нет ничего дурного, но с условием, что это не «торговля» с учётом «крышования», «шапки», бандитских таможенные барьеров, и не танцы на наших вульгарных свадьбах, на которых царит атмосфера внешней помпезности и кичливости. В этом смысле, меня порадовало, что через тот же Интернет у нас возникает мода на танцы «латино», что люди собираются, учатся и вместе танцуют. Во всех случаях, чуть меньше унылости, вечного брюзжания, чуть больше расправленных плеч, упоения ритмом, и, в конце концов, свободы.
ЯВЛЕНИЕ, ПЕРЕД СОЗДАТЕЛЯМИ КОТОРОГО СНИМАЮТ ШЛЯПУ
Теперь о явлении, перед создателями которого снимаю шляпу (придумать это мог только по настоящему свободный и дерзкий (дерзко-свободный) человек). Явление называется «флэшмоб» (от английского flash –вспышка, миг, мгновение, и mob – толпа, что в целом переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа»). Это – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы), внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (на мой взгляд, эти «действия» становятся настоящим танцем) и, как ни в чём не бывало, быстро расходятся в разные стороны. Флэшмоб практически невозможен без Интернета, т.к. именно посредством Сети происходит подготовка и координация акции. Психологический принцип флэшмоба заключается в том, что мобберы создают непонятную ситуацию, но ведут себя в ней просто и естественно. Главные правила флэшмоба: никто из участников не платит и не получает денег, действие должно быть спонтанным, мобберы должны восприниматься как случайные прохожие, участники акции не нарушают общественный порядок, не оставляют после себя мусора, они должны иметь при себе удостоверение личности, а если их задержат работники правопорядка, они должны отвечать сами за себя, и утверждать, что случайно оказались в этом месте, и просто повторяли движения других (возможно, для многих людей это и будет правдой). Все это я прочел в WikiPedia.
Если бы меня спросили, а возможен ли у нас подобный «флэшмоб», я ответил бы отрицательно, как у нас можно скрыть подготовку, как у нас возможно единодушие. Но в том-то и дело, что и у нас, на площади Фонтанов (так она продолжает называться?) прошла подобная акция, я несколько раз посмотрел её в записи, и не мог скрыть ни удивления, ни восторга.
Мне хотелось узнать откуда они появились (всё из того же нашего апатичного, вконец разуверившегося общества?), из каких семей, и просто присоединиться к этой группе молодёжи, двигаться в такт с ними. Благо, в цивилизованных обществах, возраст не становится помехой для участия в подобных акциях (я видел запись флэшмоба на Лондонском вокзале, где включались все, независимо от возраста и по-хорошему им завидовал).
Одним словом, после флэшмоба в Азербайджане, и всего остального, о чём я вспомнил (а у каждого из моих читателей может быть свой список), мой маятник качнулся в сторону, противоположную от скепсиса и разочарования.
Надолго ли?
P.S. Случайно, ровно через год, после того как я начал писать в блогосфере РадиоАзадлыг, я вновь коснулся темы азербайджанского Интернет-сообщества. Но говорят, что случайность - это язык Бога.
Статья отражает точку зрения автора
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.