Радио Азадлыг
Чингиз Гусейнов: «Правдивое слово – уже политика»

РадиоАзадлыг продолжает публикацию интервью известных общественных деятелей об их взглядах на нынешнюю ситуацию в Азербайджане.
- Чингиз муаллим, Вы не член Союза писателей Азербайджана?..
- Нет, я даже не член филиала, или отделения Союза писателей Азербайджана в России - есть в Москве такая организация. Это не упрёк, не обида, не ирония, а констатация факта
- А почему?
- В советские годы всё определялось местом жительства, очевидно, это продолжается и поныне. Так что, тут нет ничего ущемляющего, правда, существуют, во всяком случае в Азербайджане, «почётные члены», а это уже по разряду такой категории как тенденциозность.
- Насколько повлияют и повлияют ли массовые протесты в России на общественно-политическую ситуацию в Азербайджане в случае достижения успеха – проведения демократических выборов и реформ? И в случае, если успеха не добьются?
- Что-то в мире творится несуразное, и, в отличие от любимого мной Данте, я не в середине, а в конце жизни оказался в сумрачном лесу… Так что на Ваш вопрос могу однозначно и твёрдо ответить: никаких таких позитивных изменений я не вижу и не жду в ближайшей перспективе ни в России, ни в Азербайджане, всё – шулерство и обман, причём, наглые и беззастенчивые!.. Такие менталитеты?
Но при этом лично не утратил наивности и, как ни странно, верю в чудеса: а вдруг?
- Каким Вам видится Азербайджан сегодня из Москвы?
- Видится как её копия, отрадно лишь, что мнящий себя джигитом, точнее, Кёр-Оглу, кому недавно открыли памятник, Азербайджан, в отличие от Москвы и России, - мужского рода, а не женского!..
А если говорить всерьёз… Да, парадокс: как в России, так и Азербайджане люди по отдельности, в штучном, как говорится, исполнении замечательные, прекрасные, мыслящие, разумные и т.д., их радостно видеть, слышать, особое удовольствие переписываться, общаться… Но мы как народы, кстати, народ у меня не носит абстрактный или идеологический характер, вдоволь насытился этим в советские годы, ассоциируемся сегодня (пусть другие не думают, что это к ним не относится) с толпой, сборищем, скажу резче – отарой, стадом, даже чернью. То есть мы (и они тоже!) как народ (не хотел бы употреблять бранных слов) – что-то третьесортное, не заслуживаем никакого уважения.
Великая культура? Великая литература? Всё это, как правило, оппозиционное, и создано не благодаря властям, обществу, народу, а вопреки им!.. Впрочем, о жизни, которая включает в себя – в широком смысле – любовь, я думаю оптимистично.
- Сегодня в Азербайджане может создаться впечатление, что люди не просто стали читать намного меньше: быть начитанным уже не невыгодно. Или это не так?
- Начитанность ничего не решает, ничего не означает, это не мерило человечности: можно быть нормальным и прожить честно, не прочитав за всю жизнь ни строчки Низами, Льва Толстого, Фолкнера.
Образованность, извините за банальные истины, – понятие ёмкое, этико-философское, духовное, уходящее корнями в семейные традиции, в толщу человеческого опыта, тесно связанное с отношением не только к природе как к среде своего собственного обитания, но к другому, который, оказывается, и есть ты сам, способностью жить самостоятельно, своим умом, разумом, руководствуясь не чьими-то кумирными указаниями, а исходить при каждом шаге, а это – выбор, из таких понятий как конечность жизни, как совесть, как вечная душа, как грех.
- Как Вы пишете – легко или трудно, быстро или медленно? За сколько времени, например, был написан роман «Не дать воде пролиться из опрокинутого кувшина...», если вычесть подготовительный период и каков был этот период? А сколько отняла «Директория Igra»? «Фатальный Фатали»?
- Пишу с радостью, с удовольствием, но – как в тумане, забывая при этом обо всём на свете, а потом удивляясь (это стало после восклицания поэта: Ай да Пушкин!.. штампом): ты ли это сочинил?
А что до времени… Каждое произведение имеет свой срок, как правило, у меня – долгий. «Не дать воде…» (и «Суры Корана…») – чуть меньше десяти, «ФФ» – свыше десяти. А роман «Директория…» – в разгар перестройки за год, потом цензурные запреты, спустя года три – возвращение к нему, год работы…
А «Доктор N», начатый в советские годы как роман одногеройный (Нариманов), вылился по мере хода событий, выявления новых запретных прежде фактов истории, в произведение двуполюсное с двумя героями: Нариманов и Мамед-Эмин как олицетворение двух трагических путей развития Азербайджана при полной хаотичности и бестолковости нового нынешнего пути: мы как утлый чёлн в бушующем море.
- Может ли быть национальным писатель, который пишет на другом языке: азербайджанец – на русском, финн – на шведском, русский – на английском? И нужно ли писателю быть национальным?
- Если говорить честно, то национальная принадлежность писателя – из разряда его биографии, и только! Нелепо звучат определения: азербайджанский поэт Низами (язык – фарси), ирландский писатель Джойс, армянский писатель Сароян (языки – английский), еврейский поэт Мандельштам, киргизский писатель Айтматов (языки – русский) и т.д. Было бы стоящее произведение!.. Прекрасно, конечно, что турок Орхан Памук пишет на турецком…
На местном уровне, локально, можно для удовлетворения маленького тщеславного чувства собственной полноценности написать тома истории национальной литературы о писателях, творящих на национальном языке, где в лучшем случае половина названных произведений с точки зрения мировых критериев – макулатура.
- Вопрос, который и сегодня актуален в Азербайджане – имеет ли право писатель заниматься только литературой, посвятить себя только своему творчеству? Или он обязан участвовать в общественной и политической жизни, или хотя бы отзываться на самые значительные события?
- Произнесённое и зафиксированное в реальном или виртуальном мире правдивое слово – уже политика, уже джихад. И ты пишешь эту самую правду не потому, чтобы на что-то повлиять, что-то исправить, улучшить, а потому, что иначе существовать не можешь, это – действенное проявление твоей натуры и... вера в чудо: а вдруг верхи услышат и одумаются, а низы перестанут быть рабами?
- А если у некоторых писателей «правдивое слово» не выходит за пределы рамок, незримо очерченных руководством страны? Если самого «действенного проявления натуры» писателя хватает на исторический роман в лучшем случае эпохи сталинизма, где читатель не может найти интересных ему параллелей с сегодняшним днем?
- О чём бы ни писал писатель – о далёкой ли истории, о близких ли временах, не имеющих прямого отношения к нашим дням, он не может не затронуть болей своего времени впрямую или косвенно, этот как бы уход в сторону – всего лишь повод рассказать о современности! «Фатальный Фатали», к примеру, пронизан нитями моего времени, изображая меджлисы времён Шах-Аббаса, я отталкивался от подобных картин заседания… Политбюро! Роман в значительной мере настоян на аллюзиях, напичкан подтекстами.
Случается, конечно, что история изображается ради самой истории: узнать, познать, открыть, исследовать, тем более, что в нашем прошлом немало белых пятен, но лично мне нравится, когда я улавливаю замысел, хочу понять, какая же современная боль подвигла, вынудила писателя на такое сочинение?
- В мировом масштабе театр не проиграл кинотеатрам, а последние – телевидению, хотя масштабы совсем разные. А в Азербайджане же мышлением масс «управляет» ТВ, а театр и кино кажутся беспомощными и бессильными. Чем это объясняется?
- Ответ – в предыдущих ответах, но, думается, всё дело в качестве «театра» и «кино», хотя судить мне издалека трудно, а ТВ… - оно всюду, по-моему, и там, и здесь, - в роли проститутки-пропагандиста, тут есть ещё момент апатии общества, что вполне устраивает верхи: пастухи хотят, чтобы овцы ни о чём не задумывались, дабы… - ах, зря я обидел ни в чём не повинных овечек, уподобив их рабам-человекам, тем более что вдалеке от родины истинно соскучился по настоящему шашлыку!..
Bütün xəbərləri izləyin
Как украинские "беркутовцы" с Майдана стали ОМОНом с Тверской
Во время антикоррупционной акции на Тверской в Москве среди ОМОНа был замечен Сергей Кусюк, бывший заместитель командующего киевского "Беркута" – бойцы этого подразделения, непосредственно под командованием Кусюка, избивали и задерживали участников Майдана. Теперь он служит в российской Нацгвардии
Первый канал с реальной картинкой
12 июня Первый канал показал репортаж из центра Москвы. В него вошло не все. Радио Свобода восстановило то, что осталось за кадром.
Имидж – все. Почему азербайджанские правозащитники и независимые журналисты попадают в тюрьму
На похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы на родине завели уголовное дело. Почему и за что критики азербайджанской власти оказываются в тюрьме – разбор НВ
Настоящее Время. 3 мая
О чем президенты Турции и России договорились в Сочи? Вступил в силу приговор оппозиционеру Навальному: это может помешать ему принять участие в выборах президента РФ. История успеха в самом депрессивном регионе Латвии. В России дети сами организовали переправу через реку, чтобы добраться до школы
Домик у океана. Как выглядит вилла для Людмилы Путиной – репортаж с юга Франции
На юге Франции нашли особняк бывшей жены президента России Людмилы Путиной. Виллу по соседству с дочкой – Катериной Тихоновой – приобрел новый муж Путиной – Артур Очеретный. Сперва Очеретные не хотели раскрывать информацию о себе. Но по закону, застройщик обязан предоставить данные о заказчике.
Настоящее Время. 27 апреля
Избрана новая мера пресечения отстраненному от должности главе Фискальной службы. Поставку электроэнергии в т.н. "ЛНР" могут оплатить российские потребители. Снос пятиэтажек в Москве: чем закончится спор городских властей и жильцов? Михаил Барышников стал гражданином Латвии
Настоящее Время. 20 апреля
Мать фигуранта дела о теракте в Петербурге назвала съемку ФСБ о его задержании с оружием постановочной. Кто на самом деле разработал план вмешательства России в выборы президента США, и был ли такой план? Кандидат в президенты Франции Фийон настаивает, что "Крым - исторически российская территория"
Страна самых высокопоставленных телеведущих. Почему политики захватили телеэфир Украины
Украинские политики хотят не только приходить в гости на телевидение, но и сами выступать в качестве ведуших. Рассказываем, кто из политиков стал телеведущим в Украине
Настоящее Время. 19 апреля
Международный суд в Гааге вынес решение о предупредительных мерах по отношению к Москве - не в пользу Украины. В Чёрном море раскололся надвое и затонул сухогруз. В редакцию Новой газеты после статьи о геях в Чечне пришло письмо из Грозного с "белым порошком", а ЛГБТ-активисты подали на газету в суд
Настоящее Время. 18 апреля
Обострение в отношениях Тбилиси и Москвы: глава МИД РФ Лавров приехал в непризнанную Абхазию открывать посольство. Протесты в Стамбуле: оппозиция требует отменить результаты референдума. В аннексированном Крыму возобновился суд по делу журналиста Николая Семены, обвиняемого в угрозе целостности РФ
Настоящее Время. 12 апреля
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в Москве встретился с Путиным и Лавровым. Бомбы на пути футболистов: кто устроил взрывы в немецком Дортмунде? 30 вооруженных людей в штатском переходят границу Беларуси и Литвы и объявляют самопровозглашенную республику. Остался месяц до финала Евровидения в Киеве
Погром в темноте: в Бишкеке под покровом ночи неизвестные на тракторе снесли три десятка частных домов
В районе частной застройки Ново-Павловка недалеко от Бишкека неизвестные ночью снесли три десятка недостроенных домов. Владельцы обвиняют в погроме бывших владельцев участков, которые когда-то продали землю новым жильцам. А местные власти говорят, что в Ново-Павловке вообще запрещено строительство
Настоящее Время. 11 апреля
Рекс Тиллерсон прилетел в Москву: есть ли у него способ заставить Кремль отказаться от поддержки Асада? Прошло 6 лет после теракта в минском метро, вопросы до сих пор остались. Более 1000 человек были казнены за год в мире: доклад Amnesty International. В Москве прощаются с поэтом Евгением Евтушенко
Как живет город, который его жители никогда не видели. Неизвестная Россия
Русиново Калужской области – словно Россия в миниатюре. Со всеми ее проблемами и заботами. Только вот обитатели его находятся совсем в другом мире. Там, где не просто "трудно жить", а откуда выбраться уже невозможно. Там, где нет солнечного света и лиц родных людей
"Наш дурдом голосует за Путина": в Казани прошел арт-пикет "Открытой России"
8 апреля в Казани региональное отделение "Открытой России" провело арт-пикет, на котором его участники в ироничной форме выступили против политики президента Владимира Путина.