Строительство государства. Родоплеменного...

Бывают образы, которые как бы впечатываются в память

Бывают образы, которые как бы впечатываются в память

Наконец-то на прошлой неделе партия «Ени Азербайджан» (ПЕА) обнародовала список своих кандидатов в депутаты. В принципе, список способен дать импульс определенным дискуссиям и предположениям. Например, можно было попытаться с его помощью определить, кому именно депутатом уже не быть. Однако независимая печать пошла еще дальше и напечатала еще один, неведомо как раздобытый список. Таким образом, общественность имеет два списка. А так как они разнятся, - один из них скорее всего настоящий, правильный, а другой - неправильный. Но какой именно? Главная «политическая загадка» предвыборного периода - именно этот вопрос....

ЦЕПОЧКА ДЕД-ОТЕЦ-СЫН-ЗЯТЬ

Естественно, что просмотрев и проанализировав кандидатов и настоящего, и ненастоящего списка, можно было бы составить третий список - наиболее вероятных кандидатов на обладание вожделенными мандатами. Здесь будет уместно сделать первые выводы – с течением времени интенсифицируются процессы непотизма власти, структуризации ветвей власти в соответствии с «родословными древами» влиятельных чиновников. Пройдет еще немного, этот процесс устоится и почти на всех должностных ступенях возникнут цепочки «дед-отец-сын-зять».

Это естественно – в современном Азербайджане все рассматривают свое кресло как личную собственность и передают его своим близким. Одно время в азербайджанской печати много писали про «кланы». Возможно, эти публикации опережали свое время, так как настоящая «клановость», родоплеменное государство возникает сегодня. Целые семьи берут под контроль сегменты политики и экономики страны, появляется семьи, обладающие огромной собственностью и не меньшим влиянием. Государственная служба и политика становится привилегией отдельных семей. Конечно, если это можно назвать госслужбой и тем более, политикой.

Однажды Ильхаму Алиеву был задан вопрос в связи с этой тенденцией. Он не отрицал эту тенденцию и ответил, приводя в качестве примера семьи Ганди, Бхутто. Если уж на то пошло, эта тенденция больше проявляется в Саудовской Аравии. Может, лучше было бы привести примеры из этой страны?

Родоплеменное государство в Азербайджане проявляет себя уже в правилах протокола, предназначеных для зарубежных гостей. Обратите внимание, кого в стране посещают первым иностранные визитеры? Разве в Саудовской Аравии дело обстоит не таким образом? Здесь уместно возражение, что даже в демократической Польше два брата претендовали на президентство. Да, это известно, как и то, что в США были отец и сын Буши, или братья Кеннеди...

Однако все это не имеет отношения к тенденциям в Азербайджане. Сын Буш был избран спустя несколько лет после своего отца, точнее спустя два выборных срока. Именно избран. А когда в современном Азербайджане сказать, что «парламент не назначается, а избирается» люди иронически махнут рукой или засмеются. Потому что в родоплеменном государстве парламента не бывает. В лучшем случае, «совет старейшин племен». Что же обещает эта тенденция?

О ШАНСАХ ОППОЗИЦИИ

Был опубликован и список кандидатов от оппозиции. Естественно, речь здесь идет о блоке ПНФА-Мусават. Другие блоки пока отмалчиваются. Список показывает, кто от какого округа намерен выдвинуться и дает возможность, сравнив его с властным списком, прийти к определенным выводам.

Например, по обоим спискам кандидатов в депутаты от ПЕА, о которых говорилось выше, кандидатом по первому Ясамальскому округу
Члены туркменского парламента наблюдают за военным парадом
№15 будет Гюлер Ахмедова. Кандидат от оппозиции по этому округу – Иса Гамбар. С большой долей вероятности можно сказать, что Гамбар не попадет в парламент и на этот раз, потому что Гюлер Ахмедова один из влиятельных членов ПЕА, и скорее всего, правящая партия ни в коем случае не пойдет на уступки в этом округе.

Председатель ПНФА Али Керимли выставит свою кандидатуру от второго Сураханинского округа №31. Его соперником здесь будет Ахмед Велиев. К сожалению, об этом кандидате ПЕА мне не известно практически ничего. Возможно, он не очень известен как политик? Однако надо учесть и то, что ровно в трех парламентских выборах хорошо известного Ису Гамбара вынуждали проиграть совершенно неизвестным в политике людям.

Возможно, такую участь готовят и для Али Керимли. Можно выдвинуть определенные предположения и про других оппозиционеров, однако стоит ли опережать события?

МАЛЕНЬКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

Бывают образы, которые как бы впечатываются в память. В моей памяти сохранилась фотография туркменского парламента. При одном взгляде на парламентариев можно сказать, что это не парламент, а что-то совершенно иное. Если бы не современные, под Запад костюмы, обувь и облик азербайджанских парламентариев, они были бы похожи на туркменских. Видимо, это не случайно, ведь две страны разделяет только море. Говорят, что моря не разделяют, а соединяют страны...

Статья отражает точку зрения автора