Об опале Гульнары Каримовой

Фото Гульнары Каримовой, дочери президента Узбекистана, размещенное в Instagram.

Согласно китайским знакам зодиака, нынешний год — год Змеи. Но если бы в журналистской среде существовали свой «зодиак», то 2013 год можно было бы смело назвать годом Гульнары.

От перепалок в Twitter’е до сомнительного дуэта с Жераром Депардье — за прошлый год дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова из объекта простого любопытства преобразилась в какой-то притягивающий странные новости магнит. А также — в трамплин для еще более резонансных вопросов о вопиющих нарушениях прав человека в стране, которой руководит её отец, Ислам Каримов.

Так как Гульнара Каримова рассматривалась в качестве вероятного преемника авторитарного отца на выборах в 2015 году, любые известия о ней — глупые или серьезные — казались потенциально полезными. Но теперь, когда ее политическая звезда, похоже, угасает, возникает вопрос: служил ли год Гульнары определенной цели, или он был просто подножным кормом для отдающих желтизной СМИ?

Гульнара Каримова, дочь президента Узбекистана.


Европейскому медиадиректору международной правозащитной организации Human Rights Watch Эндрю Штройляйну удалось развести Гульнару на один из лучших за год twitter-диспутов по поводу сообщений из Узбекистана о тюремных пытках, принудительном труде и незаконных задержаниях. Благодаря этому многие смогли ознакомиться с изолированной страной, которая редко фигурирует в заголовках мировой прессы. Но была ли от этого польза с точки зрения улучшения прав человека?

— Может быть, частично. Но на самом деле ничто из этого не привело к каким-либо существенным изменениям в Узбекистане. Это по-прежнему совершенно ужасное государство, когда речь идет о нарушении прав человека, — говорит Эндрю Штройляйн.

ПРИНЦЕССА ИЛИ МАРОДЕР?

Широта интересов Гульнары Каримовой часто затрудняет оценку ее действий, находящихся между легкомыслием и сильными амбициями.

Она, кажется, всерьез получает удовольствие от своих занятий поп-музыкой, дизайном одежды и йогой. Но она также находится в центре швейцарского, шведского и французского расследований по отмыванию денег и, похоже, требовала взятки от шведского телекоммуникационного гиганта TeliaSonera в обмен на вхождение на рынок Узбекистана. Местное отделение TeliaSonera - UCell продолжает щедро спонсировать ее любимые проекты.

В то же время Каримова стремится к достижению некоей политической легитимности на международной арене. Еще до того, как начали распространяться слухи о ее президентских амбициях, она была послом Узбекистана при ООН в Женеве.

Фото Гульнары Каримовой в Instagram.


Но правозащитник Мутабар Таджибаева, которая провела несколько лет в тюрьме до того, как бежала из Узбекистана во Францию, рассказала, что она не смогла «даже найти офис» Каримовой в Женеве и подверглась полицейскому допросу после того, как приблизилась к вилле Каримовой стоимостью 20 миллионов долларов в шикарном районе Колоньи.

— Есть сказка о принцессе, которая думает, что она может делать всё что угодно, потому что она дочь султана. И [Гульнара] это именно такой тип женщины. Она не ведет себя как посол Узбекистана в ООН в Женеве. Она не ведет себя как доктор наук, который может говорить о том, сколько у него есть дипломов. Нет, она ведет себя как обычная женщина на улице, которая кричит и перекладывает вину на других, независимо от того, права она или неправа, — говорит Мутабар Таджибаева.

«РОЛЬ ЖЕРТВЫ»

Семья Каримовой может с этим согласиться. В прошлом месяце можно было наблюдать за тем, как Гульнара обвиняла младшую сестру Лолу Каримову-Тилляеву в колдовстве. Местная пресса утверждает, что ее мать Татьяна сообщила Исламу Каримову о вовлеченности их старшей дочери в коррупцию и об уголовных жалобах на нее.

С тех пор Каримова лишилась телохранителей, часть союзников арестована, ее телерадиоканалы отключены. В некоторых из ее организаций, в том числе во влиятельном Фонде Форум, как сообщается, проводятся расследования, а банковские счета медиахолдинга TerraGroup заморожены.

Гульнара Каримова (слева), дочь президента Узбекистана и ее младшая сестра Лола Каримова-Тилляева (справа).


Атаки на внутренние активы Каримовой были настолько внезапными и потрясающими, что они рассматриваются как результат прямого приказа от самого президента — удивительный раскол в отношениях отца и дочери.

Научный сотрудник Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, этнический узбек Алишер Ильхамов говорит, что не важно, сколько мостов сожжено у Каримовой, есть только одно, в чём она нуждается.

— У нее, возможно, до сих пор имеются какие-то амбиции, и она, вероятно, надеется как-то избавиться от всевозможных проблем и наладить отношения с отцом. Потому что для нее, чтобы выжить — политически и даже физически — это то, что может быть достигнуто только восстановлением ее политических позиций в стране. Особенно после Каримова, потому что неясно, что будет источником ее существования в будущем, — говорит Алишер Ильхамов.

Сообщения о низложении Каримовой возродили разговоры о преемнике. Полагают, что крайней мере три высших должностных лица — премьер-министр Шавкат Мирзияев, заместитель премьер-министра Рустам Азимов и глава тайной полиции Рустам Иноятов — соперничают за первое место. Но неизвестно, готов ли 75-летний Ислам Каримов, несмотря на слабое здоровье, отказаться от своего поста на следующих выборах в стране в 2015 году.

Полагают, что Гульнара Каримова может быть единственным человеком, который мог бы предложить отцу и семье защиту от уголовного преследования, когда Каримов оставит свой пост. (Некоторые наблюдатели считают, что нынешняя распря может быть простой политический разводкой, чтобы скинуть со сцены соперников Каримова, и что Гульнара — всё еще лучший выбор ее отца.)

Перспектива президентства кого-либо другого, по словам Мутабар Таджибаевой, одна.

Президент Узбекистана Ислам Каримов с супругой Татьяной Каримовой.


— Кто бы ни пришел, они будут мстить Каримову, — говорит она.

Таким образом, полагают, что Гульнара, возможно, исполняет еще одну полезную роль — жертвы.

Анн-Софи Ньюман из брюссельского «Международного партнерства по правам человека» утверждает, что у широкой огласки взлета и падения Гульнары было несколько положительных сторон. Если дочь президента сама становится жертвой авторитаризма, показательно, насколько варварским может быть этот режим.

В подготовке материала участвовали Дэйзи Синделар и Алиса Вальсамаки. Радио Азаттык