Неизвестные беседы Брежнева с Никсоном

Советский лидер Леонид Брежнев (слева) и президент США Ричард Никсон. Вашингтон, 22 июня 1973 года.

Опубликована последняя часть аудиозаписей президента Никсона

Встречи лидеров США и СССР времен Холодной войны могут казаться жесткими и формальными. Но записи, обнародованные 21 августа американским Национальным управлением архивов и документации, показывают другую сторону отношений между тогдашним президентом США Ричардом Никсоном и генеральным секретарем СССР Леонидом Брежневым.

Никсон и Брежнев встретились с глазу на глаз (в присутствии лишь переводчика Виктора Суходрева) в Белом доме 18 июня 1973 года, за день до официального начала саммита в Вашингтоне.

У Ричарда Никсона в Белом доме была установлена автоматическая записывающая система, и в общей сложности имеется около 3700 часов записей, охватывающих период его президентства с 1969 по 1974 год. Эти записи, за исключением 700 часов, уже были обнародованы.

Леонид Брежнев (слева) и Ричард Никсон (справа) во время встречи в Белом доме. Вашингтон, 1973 год.


Лидеры, встретившись во второй раз после прихода в 1969 году Никсона к власти, явно пытаются установить личный контакт. Никсон говорит Брежневу, что их отношения — ключ, который может изменить мир.

— Очень важно, что эти два народа, где возможно, работают совместно и в самом деле ключ — в отношениях между Брежневым и мной. Если мы решим работать вместе, то сможем изменить мир. Это моя позиция, когда мы начинаем эти переговоры, — говорит Ричард Никсон.

На что Леонид Брежнев, в свою очередь, отвечает:

— Я вам хочу сказать, что даже в большой политике личные отношения между руководителями государств играют не последнюю, а иногда очень важную роль. Я вполне с вами согласен, что личные отношения, взаимное доверие, взаимное уважение и точность, так сказать, соотношений содействуют успешному решению самых сложных проблем.

«МЫСЛИ БЕЗ ПРИКРАС»

Большая часть приватной беседы удивительно свободная и дружественная. Брежнев говорит Никсону о том, что, когда он уезжал из Москвы, шел дождь и это хороший знак. Он также показывает президенту свой портсигар, который выдает ему только по одной сигарете в час.

— Это способ дисциплинировать себя, — с усмешкой парирует Никсон.

Брежнев также извиняется за то, что не привез жену в США, говоря, что она больна. Он добавляет, что его сын также не смог приехать, потому что внук заканчивает школу и сдает вступительные экзамены в университет. Советский лидер упоминает, что дочь Никсона Триша произвела очень большое впечатление на его детей.

Леонид Брежнев (слева) и Ричард Никсон (справа) в Крыму. 30 июня 1974 года.


— Они до сих пор помнят каждую минуту их встречи, — говорит Брежнев.

Последний этап саммита проходил в калифорнийской резиденции Никсона в Сан-Клементе. Лидеры двух стран обсуждают также и предстоящую поездку.

— Мне нравится слышать шум моря, — говорит Брежнев.

Арихивариус Президентской библиотеки Никсона и музея в Калифорнии Григорий Камминг говорит:

— Я всё время думаю, что восхитительно слышать собственные слова президента, что он думает о других лидерах. Вот что вы приобретаете от этого — его мысли без прикрас и его диалог с кем-то вроде Брежнева. Это очень интересно, и я думаю, что для ученых очень важно услышать обсуждение того, что происходит в Овальном кабинете между этими очень важными лидерами.

На аудиозаписи встречи с Брежневым Никсон говорит, что у него есть еще три с половиной года, как президента, и что он надеется интенсивно работать с Брежневым в течение этого времени. Он добавляет, что надеется, что Брежнев приедет в Вашингтон на очередную встречу в 1975 году. Брежнев приглашает Никсона в Москву в 1976 году.

Но этому не суждено было произойти. Тучи Уотергейтского скандала уже вовсю сгущались вокруг Никсона, и немногим больше чем через год после его беседы с Брежневым он будет вынужден покинуть пост президента.

Два лидера встретились в последний раз на саммите в Москве в июне — июле 1974 года, в ходе которого они подписали соглашение об ограничении подземных ядерных испытаний. Это последнее в серии знаковых переговоров о вооружениях, которые лидеры двух стран согласовали во время их трех встреч на высшем уровне.

В подготовке материала участвовали Роб Коалсон и Алиса Вальсамаки. Радио Азаттык